26 мая исполняется 10 лет со дня присвоения подводной дизельной лодке «Б-90» Северного флота почетного наименования «Саров». История этого неординарного события хранится в архивах председателя Совета общественной организации ветеранов ВМФ России г.Сарова имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, депутата гордумы Сергея Яковлева.
Сергей Михайлович считает, что этот факт является «своеобразным признанием командованием ВМФ участия ядерного центра в создании и совершенствования ядерного щита страны морского базирования. Потому что в истории современной России впервые кораблю присвоено имя небольшого города. Традиционно корабли называют в честь региональных центров («Курск», «Москва», «Владивосток» и проч.)».
«Между городом Саровом и экипажем одноименной подлодки за десятилетие установилась шефская связь, — отмечает Сергей Яковлев. — Ежегодно делегация направляется на знаменитую подлодку. Мы оказываем помощь в организации быта (закупаем медикаменты, помогаем в осуществлении ремонта). В этом году ученики школы №16 подготовили подарки (рисунки, письма, поделки), все передадим экипажу. Руководство города и ядерного центра получило приглашение на празднование юбилея в Северодвинске, которое состоится 1 июля.
К этому юбилею саровскими авторами написана песня «Два Сарова». Автор стихов Александр Рыжов (сотрудник РФЯЦ-ВНИИЭФ), автор музыки Наталья Колповская (директор ДШИ г. Сарова)».
История подводной лодки «Саров»
Подводная лодка «Саров» — опытовая большая дизель-электрическая подводная лодка «Б-90» проекта 20120 («Сарган»), самая большая дизельная ПЛ в мире.
ПЛ «Саров» базируется на Северном флоте — 339 Бригада строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота, г.Северодвинск.
- 26 мая 2007 года — по ходатайству руководства РФЯЦ-ВНИИЭФ, Городской Думы и администрации города Сарова, а также инициативе руководства Морского научного комитета ВМФ приказом Главнокомандующего Военно-Морского Флота России № 025 большой дизельной подводной лодке «Б-90» Краснознаменного Северного флота присвоено почетное наименование – «Саров». Автор и инициатор названия — председатель Морского научно комитета, помощник Главкома ВМФ России по научной работе контр-адмирал Сидоренко Лев Георгиевич.
- 6 сентября 2007 года — с дружеским визитом город Саров посетила первая делегация подводной лодки (капитан 1 ранга С.В.Крошкин, капитан-лейтенант Ю.В.Губанов), в ходе которого были выработаны первичные мероприятия по созданию комплексной программы оказания шефской помощи морякам-подводникам.
- 15 сентября 2007 года — командир ПЛ «Б-90» капитан 1 ранга Сергей Крошкин и инженер БЧ-1 старший лейтенант Михаил Прудников стали авторами Герба ПЛ «Саров»: совместили герб города Сарова с символом подводников — прыгающим дельфином и двуглавым орлом.
- 13 ноября 2007 года — постановлением главы городской администрации №2788 создан городской шефский комитет с привлечением всех заинтересованных сторон (представители РФЯЦ-ВНИИЭФ и города – 8 членов комитета, председатель комитета – И.Л.Кочанков).
- 14 декабря 2007 года — ПЛ «Саров» торжественна выведена из стапель-сборочного цеха №42 «ПО «Севмаша», о корпус корабля разбито три бутылки шампанского (о винты, мидель-шпангоут, носовую часть).
- 24 декабря 2007 года – подводная лодка «Саров» спущена на воду.
- 22-24 апреля 2008 года – первый визит в г.Северодвинск делегации города Сарова (И.Кочанков, С.Яковлев).
Таким было начало. За последующие десять лет многое произошло: открытие первой музейной экспозиции об истории ПЛ «Саров» в «Зале военно-морской славы» (г.Саров), кстати экспозиция музея в этом году впервые отправится в Северодвинск. Экипаж ПЛ «Саров» признан лучшим в 339 бригаде строящихся и ремонтирующихся подводных лодок Северного флота. Экипажу ПЛ «Саров» командованием ВМФ России передан «корабельный храм». В «Доме учёных» ВНИИЭФ выставлялась картина мариниста А.Заикина (г.Пенза) «Подводная лодка «Б-90» — «Саров», проект 20120» — первое художественное изображение подводной лодки в России. Мастерами г.Северодвинска сделана первая партия модели ПЛ «Саров» (4 ед.) для специализированных магазинов.
Летопись дружеских отношений между «двумя Саровами» продолжается и сегодня.