— Александр Михайлович, вы депутат думы пяти созывов. Расскажите, почему решили баллотироваться?
Тихонов А.М.: В 1996 году Анатолий Тимофеевич Амеличев возглавлял Совет трудового коллектива ядерного центра, он подбирал команду людей, готовых к общественной деятельности. Предложил мне принять участие в выборах второй думы по округу №31. У меня было конкурентов человек пять, я прошелся по квартирам, поговорил с избирателями, в итоге набрал больше 300 голосов, победил и стал депутатом думы второго созыва.
Сейчас, по прошествии 25 лет существования гордумы, говорят, что второй созыв был самым сильным. Да, были умные, образованные, активные люди, но и возможности нормотворчества было больше. Я недавно пересматривал решения тех лет, сейчас у нас просто нет полномочий заниматься подобными вопросами.
Депутаты, кроме председателя думы и двух заместителей, работают на неосвобожденной основе, но тогда у многих народных избранников было свое направление работы. Вячеслав Александрович Бердников занимался разработкой Устава города, Игорь Альбертович Грузин – инвестиционной зоной, заместители: Владислав Владимирович Антипов курировал социальное направление, Валерий Игоревич Лимаренко – экономический блок, я занимался спортивным направлением. Помню, была целая эпопея со строительством спортивной коробки на улице Куйбышева, рядом с домом 3. Мы очень долго искали, какие сделать борта, где заказать. В итоге купили новые, до сих пор они в целости и сохранности.
Сейчас мы говорим о том, что в городе не хватает спортивных комплексов. А тогда, в конце девяностых, проблема была намного острее, многие не верили, что в городе может появиться Ледовый дворец. Люди просили: постройте хоть сарай, но чтобы там был лед, места для болельщиков. Руководитель администрации Геннадий Закирович Каратаев сказал фразу, которая характеризует его как сильного руководителя: «Я сараи в городе строить не буду». Я начал изучать опыт строительства спорткомплексов, ездил по многим городам России, был и за рубежом, у меня до сих пор лежит отчет, который я писал для Геннадия Закировича: каким может быть здание, каким должно быть оборудование, оптимальное количество мест, «загрузка льда». В итоге борта и кресла закупили в Чехии, кресла до сих пор в хорошем состоянии, оборудование работает. Построили Ледовый дворец быстро, за год.
— Вы совмещали работу в ядерном центре с общественной деятельностью, когда почувствовали, что в полной мере стали депутатом, отвечающим за город?
Тихонов А.М.: Я не считаю себя совсем уж «темным» человеком, к слову, будучи депутатом второго созыва, защитил кандидатскую диссертацию, но пришлось вникать в тонкости работы в думе года два, а то и три. В депутатской деятельности три направления: нормотворческое, работа на округе, в основном, по хозяйственным вопросам, и работа с каждым избирателем. Ненужных мелочей, которые можно вынести за скобки, в нашей работе не бывает. Например, приходит на прием пожилая пенсионерка с округа, жалуется: кажется, мне многовато за электричество начисляют. Начинаю разбираться, в итоге сделали перерасчет оплаты за электроэнергию всему дому.
— Наш город особенный по многим показателям, но сейчас нас сравнивают в плане бюджетного обеспечения с муниципальными образованиями, правильно ли это?
Тихонов А.М.: В 1996-2000 годы налоги оставались в городе, президент Борис Николаевич Ельцин принял закон о закрытых образованиях, который и спас нас тогда. Но законодательство активно меняется, сейчас мы часто говорим о постановлении правительства № 232, по которому все закрытые города получают дотацию, в 2018 году Саров получил 390 млн рублей на особые условия функционирования, но одновременно накладывает на ЗАТО определенные ограничения в полномочиях. Мы выделяемся в плане финансирования по сравнению с муниципальными районами. Но город является донором областного бюджета, мы отдаем на 2 млрд рублей больше отчисляемых налогов, чем получаем обратно в бюджет города. Губернатора можно понять, он отвечает по бюджетному кодексу за развитие области в целом. Но мы пытаемся добиться дополнительного финансирования.
— В сентябре 2016 года подписан второй Меморандум о сотрудничестве ядерного центра и органов местного самоуправления, что дает этот документ городу?
Тихонов А.М.: В Меморандуме отражено конструктивное взаимодействие всех сил в городе. С руководством ядерного центра встречаемся еженедельно, не смотря на очень плотные рабочие графики, со стороны градообразующего предприятия большое внимание уделяется развитию города. Я напомню, что пару лет назад налоговую инспекцию хотели перенести из Сарова в Арзамас. Было составлено письмо и подписано тремя сторонами: директором ядерного центра, главой администрации и главной города. Мы добились, чтобы инспекция осталась в Сарове. По вопросу дополнительных налоговых отчислений мы также втроем обращаемся к губернатору, используем ресурс ВНИИЭФ как мощной организации. И руководители ядерного центра, когда приглашают сюда людей, работающих в интересах государства, не забывают о болевых точках города.
В Меморандуме отражено развитие города по девяти направлениям. Например, образование. Есть предложение, чтобы в Сарове сделать пилотный проект в рамках национального проекта. В области наш город, пожалуй, самый подготовленный для этого, учитывая интеграцию с ядерным центром.
— Вы председатель думы шестого созыва, в котором много молодых депутатов, депутатов из ядерного центра. Как вы оцениваете их работу сегодня, по прошествии более чем трех лет?
Тихонов А.М.: Я уже говорил, что нужно время, чтобы вникнуть в депутатскую работу. Могу сказать, что большинство новичков уже приобрели опыт, люди все умные, пустых обещаний не дают. Есть костяк, отвечающий за принимаемые решения, подчеркну, что ни одного решения не сорвано. Например, когда повышали стоимость проезда в муниципальном транспорте, с 18 рублей администрация предложила повысить до 27. В итоге пришли к совместному решению: за 22 рубля покупаешь билет, если платишь наличными, по карте платишь – стоимость проезда 20 рублей. Хочу отметить, что с администрацией у нас конструктивные отношения, бывают споры, но это нормальные рабочие моменты, всегда приходим к общему решению.
— Приняты изменения в Устав города, касаемые структуры власти. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом.
Тихонов А.М.: Сейчас председатель думы является главой города, это началось с думы четвертого созыва, тогда главой города стал Александр Густавович Орлов. Мы приняли изменения в Устав города, в соответствии с требованиями законодательства, глава администрации будет выполнять полномочия главы города. Для горожан ничего не изменится: с нового созыва (выборы пройдут в 2020 году) будут избираться 34 депутата, депутаты – выберут председателя думы. Будет объявлен конкурс по избранию главы администрации. Конкурсная комиссия формально, подчеркну – формально, она не имеет право влиять на выбор депутатов, рассмотрит кандидатуры, которые вынесут на думу, и дума назначит главу администрации.
— Что бы Вы пожелали депутатам следующего созыва?
Тихонов А.М.: Прежде чем баллотироваться, нужно понять, зачем это надо? Это общественная работа, за исключением освобожденных депутатов, денег здесь нет. Депутат, безусловно, влияет на развитие города, это может быть интересно. Совет такой: кандидат в депутаты должен знать полномочия думы, работу депутата, ему должна быть интересна общественная деятельность, которую необходимо скоррелировать с основной работой и еще, что немаловажно, нужно уметь принимать решения, да еще и хорошо бы посоветоваться с жителями округа. И внимательно относится к мелочам, которых в нашей работе нет.