Официальный сайт городской думы города Сарова
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

Городской Думе Сарова – 30!

Городской Думе Сарова – 30!

В газете «Вести города» продолжается проект, посвященный 30-летнему юбилею городской думы. Размещаем материал, опубликованный в № 15 этого издания за 17.04.2024. Предыдущие интервью юбилейного цикла читайте здесьздесь, здесь, здесь, здесь.

 Александр Тихонов: «Я связан с думой вот уже 27 лет!»

Сегодняшний наш гость – Александр Михайлович Тихонов, депутат шести созывов, заместитель глав города 4-го и 5-го созывов, глава города и председатель думы 6-го созыва. Интересно, каков его ретроспективный взгляд на историю думы Сарова, каковы перспективы развития нашего города, и что важно учитывать тем, кто решится баллотироваться в народные избранники? Узнаем у Александра Михайловича.

Сильная дума

Как многие депутаты, Александр Тихонов занялся общественной деятельностью неожиданно для себя.

Александр Тихонов: «Я работал в КБ-1 ВНИИЭФ, заканчивал диссертацию, в конце 1996-го года должны были состояться выборы в городскую думу, Институт решил серьезно в этом поучаствовать, и мой коллега Анатолий Тимофеевич Амеличев, впоследствии председатель городской думы, предложил мне баллотироваться. Тогда я практически не знал ничего о работе думы, опыта общественной деятельности у меня не было. Конкуренты были серьезные. Активно встречался с избирателями во время предвыборной кампании. За результатами особенно не следил, после выборов позвонил утром поздравить с избранием Анатолия Тимофеевича, а он в ответ поздравляет меня! Это было неожиданно. Победа на выборах многое определила – я связан с думой вот уже 27 лет!»

По мнению нашего собеседника, состав думы второго созыва был достаточно сильным и амбициозным. Пришли знающие люди, например, Анатолий Амеличев был не только ведущим специалистом в КБ-1, но и возглавлял Совет трудового коллектива ядерного центра, Валерий Лимаренко и Владислав Антипов были опытными комсомольцами-активистами со знанием общественных процессов. В составе думы был ряд топ-руководителей ядерного центра.

Александр Тихонов: «Дума второго созыва была сильна не только кадровым составом, тогда был большой простор для нормотворчества, в законодательстве было много пробелов в области местного самоуправления, поэтому была возможность принимать множество решений, регулирующих городскую жизнь».

Постепенно поле для нормотворчества сужалось, и сейчас, по словам Александра Михайловича, вся деятельность органов местного самоуправления жестко отрегулирована.

Определяющим в работе думы конца девяностых годов было наличие статьи 5 в «Законе о закрытом административно-территориальном образовании» — все налоги оставались в городе. Была организована инвестиционная зона, что позволило не только резко увеличить бюджет Сарова, но и сохранить крупные предприятия области —  «Нижегородский масложировой комбинат», «Нефтехим» и другие. Были созданы фонды – конверсионных производств, социального развития, правопорядка. На эти средства были организованы новые производства, отремонтированы дороги, строилось «ипотечное» жилье, начато строительство Ледового дворца, драматического театра, поддержаны силовые структуры». В наше время большая часть налогов уходит в бюджеты верхнего уровня. «Мы отдаем в федеральный бюджет практически столько же, сколько получаем из него, — делится наш собеседник, — а в областной бюджет на протяжении последних 10 лет мы отдаем в среднем на 2 миллиарда рублей в год больше, чем получаем, и это объективная вещь в сложившейся системе межбюджетных отношений. Конечно, областное правительство находит возможность поддержать муниципалитеты-доноры — Саров, Кстово, Выксу, но, в пределах возможного.

Надо заметить, что все нормативные документы, которые принимала дума в тесном сотрудничестве с главой города Геннадием Закировичем Каратаевым прошли серьезные проверки практически без замечаний».

                Из второго созыва — в третий

По мнению Александра Михайловича, дума третьего созыва тоже была эффективной. Во время ее работы были приняты решения по освобождению от налогов ряда городских предприятий.

Александр Тихонов: «Тогда не все безоблачно было у градообразующего предприятия, и мы пробили ряд льгот — по налогу на прибыль для ремонта Дома культуры, по части налога на имущество, кстати, до сих пор действующая льгота. В 2003 году был кардинально изменен Закон о местном самоуправлении, закрытые административно-территориальные образования были замкнуты на областные центры, и нам пришлось практически заново создавать нормативную базу. Первыми в области мы разработали и приняли Положение о бюджетном процессе, до сих пор действующее. Очень серьезный документ в организационном плане, в нем до дня расписано: как и в каком составе документов вносится бюджет в думу, как рассматривается, как вносятся поправки и работает согласительная комиссия, как корректируется бюджет в процессе исполнения».

Была упорядочена уличная торговля – с улиц города убрали беспорядочно установленные тонары, ларьки. С участием предпринимателей разработали требования к внешнему облику торговых павильонов и схему их размещения. Практически все из построенных тогда павильонов работают до сих пор, решая проблему магазинов шаговой доступности.

В конце работы третьей думы было принято решение о смене структуры городской власти, когда полномочия главы города стал исполнять председатель думы. Впоследствии на эту схему перешли все муниципалитеты области».

По словам нашего собеседника, однозначно сказать сложно, какая система власти лучше, но на его взгляд, когда высшим должностным лицом является глава администрации и, в конечном счете, все решения, в том числе финансовые, в одних руках, более эффективна.

Фонд социального развития завершил строительство Ледового дворца. Александр Тихонов: «Строился он интересно. Это сейчас все понимают его актуальность, а тогда мнения жителей города разделились. Общественность под руководством Вячеслава Николаевича Логинова (организатор спортивных соревнований, один из создателей футбольно-хоккейной ассоциация «Саров – ред.) тогда активно помогала. Я курировал этот проект, мы изучили оборудование многих ледовых арен, например, систему хладоснабжения, вентиляции и кондиционирования установили по опыту Дворца спорта «Юбилейный» Санкт-Петербурга, борт и кресла закупили в Чехии, кстати, ни одно не сломалось за 23 года! Поучителен успешный опыт строительства. Строила дворец, а затем и драмтеатр, нижегородская проектно-строительная фирма. Генеральный директор еженедельно бывал в Сарове, сам проводил планерки, контролировал и координировал весь процесс, тут же вносились необходимые изменения в проект и реализовывались», и такой подход оказался эффективным — Ледовый дворец был построен за полтора года и функционирует до сих пор.

Главное – командная работа

По мнению нашего собеседника, чтобы стать депутатом, надо войти в команду. Серьезные задачи, которые ставятся перед городом сегодня без грамотной, сплоченной команды не решить. Президент России в послании Федеральному Собранию поставил задачу увеличения числа опорных городов в стране до 200 с разработкой для каждого из них мастер-плана стратегического развития. Саров, как отметил генеральный директор Госкорпорации «Росатом» А.Е. Лихачев, в этом плане должен быть первым. По поручению В.В.Путина, по результатам встречи с молодыми учеными-ядерщиками в Сарове, единой командой Росатома, правительства области, ядерного центра, администрации и думы разрабатывается программа развития социальной инфраструктуры Сарова, включая Национальный центр физики и математики.

Общественная работа требует сил, времени. Человек, собирающийся в депутаты, должен четко это осознавать и иметь возможность и склонность к этой деятельности. Кроме того, необходимо самообразование. По словам Александра Михайловича, когда был избран депутатом впервые, первые года два, многие решения принимал на веру. Он считает эффективной систему, когда отдельные депутаты ведут какое-либо направление, а остальные голосуют «на доверии» за те решения, которые они предлагают, поскольку объять все одному человеку невозможно.

В состав 6-й думы были избраны в основном сотрудники ядерного центра под эгидой «Единой России», и тогда сложилась, по мнению Александра Тихонова, единая команда думы, администрации города, ВНИИЭФ и всех конструктивных сил города. Было сделано многое, но на первый план наш собеседник поставил решения, связанные с инфраструктурой.

Александр Тихонов: «Сделана «Дорога на север», сократившая на 14 км путь из Сарова до Арзамаса, причем, это показательный проект совместной эффективной работы Росатома, Правительства области, местной власти и ядерного центра, каждый из них отвечал за свой участок строительства – новый КПП, дороги внутри и вне города.

Отремонтирована дорога на юг по территории Мордовии, часть дороги до Первомайска, проезжая часть улицы Ак. Харитона расширена до 4 полос. Прекрасно выполненный проект – дорога на улице Семашко, все было сделано качественно и в срок. Еще реконструирован аэропорт.

Под эгидой восстановления монастырского комплекса была построена объездная дорога с мостом через реку Сатис».

Хочется отметить проекты, инициаторами которых были депутаты —  реконструкция систем отопления детских садов с возможностью обогрева помещений от горячего водоснабжения, что позволило за небольшие средства и технически просто решить проблему низких температур во всех детских садах во время межсезонья, а также реконструкцию стадионов школ городских школ 10, 14, 16, 7.

Созданы Территория опережающего развития «Саров», начала работу Ассоциация промышленников и предпринимателей Сарова, в нее входит порядка 55 компаний, она активно работает. Заказы, которые размещает ядерный центр, играют большую роль в функционировании саровского бизнеса.

В целом за время работы думы 6-го созыва с 2015 по 2020 годы городской ВВП, оборот розничной торговли и доходы бюджета выросли соответственно на 30 млрд рублей, 4 млрд рублей и 1,2 млрд рублей, введено 198 тыс кв.м. жилья.

Основная задача народных избранников в ближайшем будущем, по мнению Александра Михайловича, – утверждение стратегии развития города до 2035 года в корреляции с развитием градообразующего предприятия, и разработка в её обеспечение необходимых нормативно-правовых документов.