Официальный сайт городской думы города Сарова
Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам

ИСТОРИЯ САРОВА

ИСТОРИЯ САРОВА

СТАРОЕ ГОРОДИЩЕ

         Археологические раскопки, проведенные в течение нескольких полевых сезонов нижегородской археологической службой «Регион» (руководитель Н.Н. Грибов), позволяют утверждать, что территория города Саров и его окрестностей имеет очень богатую древнюю историю. Следы пребывания человека двухтысячелетней давности обнаружены на месте слияния рек Сатиса и Саровки, что соответствует эпохе раннего Железного века.

         Первыми поселенцами были представители мордовских племен. Археологи нашли остатки древнего городища, сформировавшегося предположительно к X-XI веку и имевшего огромные размеры – 440 тыс. квадратных метров. Среди археологических памятников Нижегородской области Саровское городище по своим размерам занимает третье место после Нижнего Новгорода и Городца.

Читать далее…

ПЕРВОЕ ПОСЕЛЕНИЕ

         Новая история Саровского городища связана с подвижниками из среды монашествующих. Первые монахи появились на берегах Сатиса и Саровки в середине XVII века. Вековые леса, окружавшие Старое городище со всех сторон, изобилие ключевой воды, тишина и покой привлекали сюда первых поселенцев. Предположительно в 1664 году «первее всех на сие место прииде монах Феодосий и жил с пять лет с некоторыми пришедшими монахами проводяща безмолвие. И в пребывание его было явление, повествовал всем приходящим, что он видел над горою свет дивный яко огненная заря, а в другое время звон бяша во многие колокола…».

Читать далее…

МОНАСТЫРЬ

                Датой основания монастыря принято считать день освящения первого храма во имя иконы Пресвятой Богородицы Живоносного Ее Источника, которое состоялось 16 июня (29 по новому стилю) 1706 года.

                 В 1709 году был принят устав Саровской пустыни. Он предписывал права и обязанности всем живущим в монастыре и отличался своей крайней строгостью. Саровские подвижники, воспитанные в традициях первых иноков всегда выделялись своим благочестием и были востребованы на должности настоятелей и казначеев в другие обители. Монастыри: Валаамский, Клопский, Козмин, Тихвин Новгородский, Чуркинский Астраханский; пустыни: Высокогорская, Борковская, Санаксарская и Флорищева; Троице-Сергиева лавра – вот неполный список обителей, где потрудились саровские иноки.

Читать далее…

РАБОЧИЙ ПОСЕЛОК

В апреле 1927 года силовым решением советской власти Свято-Успенская Саровская пустынь была закрыта, немногочисленные монашествующие изгнаны, реликвии либо вывезены в антирелигиозные музеи, либо уничтожены. В монашеские кельи пришли новые хозяева: это были воспитанники Детской трудовой коммуны для беспризорников. На саровской земле предполагалось продолжить положительный пример подмосковной Болшевской коммуны, в которой посредством вовлечения детей в трудовой процесс, в управление жизнью школы – фабрики воспитывались строители нового общества. К сожалению, по многим объективным и субъективным причинам этот опыт на саровской земле оказался неудачным. На протяжении почти трех десятилетий Саров стал одной из составляющих страшной системы ГУЛАГа.

Читать далее…